традиционный стиль китайского УШУ БАГУАЧЖАН
Школа Багуачжан возникла сравнительно поздно — во второй половине XIX в. — и с самого начала впитала в себя достижения многих других школ кулачного искусства Китая. Основоположником школы был мастер Дун Хайчуань, носящий в традиции Багуачжан титул «первоучитель».
Однажды, странствуя в горах Цзюхуашань, Дун Хайчуань повстречал необыкновенного старца, и сразу понял, что перед ним святой человек. Старец согласился взять Дун Хайчуаня в ученики: «Сущность моего искусства — это вращение ладоней, а в деле мы его применяем, когда действуем оружием. Если постигнешь его в совершенстве, поможешь себе и принесешь пользу людям». С того дня Дун Хайчуань поселился в хижине старого даоса и три года усердно изучал его искусство. Секрет же этого искусства заключался в определенном порядке движений рук и ног, соответствующем круговороту восьми триграмм — основных символов главного канона Китая «Книги Перемен».
После Дун Хайчуаня в традиции Багуачжан сложились несколько стилей, созданных ближайшими учениками первоучителя. В Пекине наибольшей известностью пользуются три стиля, которые были основаны учителями Чэн Тинхуа, Инь Фу и Лян Чжэньпу.
Изначально БАГУА или, дословно, восемь триграмм - это восемь символических знаков в древнем трактате "Чжоу-и". Этот стиль объединяет древнюю методику дао-инь с искусством атаки и защиты при вращении по кругу. Одновременно с движением по кругу ладонь, изменяя свое положение, проходит через восемь описанных выше знаков, а высокое искусство мастера багуа в той или иной мере соответствует символическому смыслу триграмм.
В техническом отношении важнейшими особенностями школы Багуачжан можно считать следующие: преимущественное применение открытой ладони и удар выпрямленными пальцами, при шаге — опускание на землю всей стопы сразу, одновременное нанесение удара рукой и ногой одной стороны тела, отсутствие жестких, фиксированных поз, постоянное «перетекание» одной фигуры в другую. Основная форма занятий в школе Багуачжан, хождение по кругу, является наиболее очевидным и простым проявлением значительно более многогранного принципа движения по сфере, который восходит к спиралевидным траекториям движения «всеобщей энергии» как в космосе, так и в человеческом организме. Именно благодаря сферическим движениям тела (прежде всего скручиванию, особым поворотам конечностей и шеи, вращению ладоней и т.п.) в теле вырабатывается внутренняя, или духовная, сила - цзин, применяемая в схватках мастерами Багуачжан.
«Вращение тела согласно Пути Восьми триграмм подобно скручиванию вьющейся шелковичной нити. Вращается тело, а внутри тоже происходит скручивание. Хождение учащегося по кругу – всё равно что вращение земного шара вокруг солнца. Твердое же и мягкое перетекают одно в другое непринужденно и неудержимо, как речной поток. Постигнув истину кулачного искусства сердцем, можно сделать добро и себе и миру», - говорил об искусстве багуачжан учитель Чэн Тинхуа. |