-Речь у нас идет, в основном, о китайских традициях. А как же Индия, Япония? -Действительно, наши направления имеют отношение к Китаю, точнее, к Древнему Китаю, потому что современная Поднебесная, скажем так, меняет свои ориентиры. Но неважно, о какой стране идет речь, потому что у каждого восточного народа, даже в России, существовали похожие внутренние школы. В силу различных исторических и социокультурных условий они часто преследовались властями или обществом и уходили в подполье, но именно в Китае они сохранились до нашего времени. В Китае есть три основных духовных традиции, так или иначе представленные во всех внутренних школах: даосизм, конфуцианство, буддизм. Первые две традиции основаны на верованиях местных народностей. Буддизм, как известно, принес из Индии в Китай в 5-м веке н.э. Бодхидхарма, затем буддийское учение пришло в Японию. Так что культурные традиции этих стран тесно связаны между собой и особых отличий между ними я не вижу.
-Можно ли определить, где древние знания появились раньше: в Индии или Китае? -Несколько столетий до нашей эры в разных местах примерно в одно и то же время появились духовные учителя. Кто из них был первым, судить неправомерно, потому что в планетарном масштабе они пришли в план человеческого бытия и стали нести свои учения одновременно. В наше время эти учения интегрируются между собой, и ищущие люди находят между ними взаимосвязи и, изучая индийские и китайские традиции вместе, лучше начинают понимать многие вещи.
-Чтобы занятия восточными практиками были эффективнее, необходимо ли являться буддистом или даосом? -Вовсе нет. Не обязательно быть религиозным, нужно быть просто искренним человеком и с доверием относится к практике, которая, что замечательно и удивительно, помогает каждому.
-Каким образом восточные практики помогают в самопознании? -В первую очередь, познается природа человека. Поскольку наша книга будет называться «Екатеринбург эзотерический», нужно понимать, что знания бывают эзотерические и экзотерические. Эзотерические знания до определенного момента скрываются и в нужное время становятся общедоступными (экзотерическими). Природа человека познается именно в эзотерическом аспекте: человек – это не только тело, это интегральная сущность, что чувствуется каждым из нас интуитивно. Когда в нашей стране господствовал атеизм, всё равно многие люди говорили: а все-таки Бог есть. Наука постепенно начинает открывать закономерности, присущие не только биологической жизни, но и жизни в самом универсальном смысле. С помощью практик человек имеет возможность получать открывающиеся знания и закреплять их в жизни. Ведь тайцзицюань – это не только занятия в группе, с инструктором, это повсеминутная, повсемоментная практика, ее принципы применяются всегда и везде, при любых обстоятельствах.
|